Крийя-йога: духовная наука современной эпохи

крияВ 1861 году, неподалёку от гималайского города Раникхет, Махаватар Бабаджи возродил древнюю науку крийя-йоги и передал её великому бенаресскому святому Лахири Махасайе. Бабаджи Махарадж позволил ему обучать крийя-йоге не только аскетов, принявших обет полного отречения, как это было принято в далёком прошлом, но и преданных богоискателей, у которых есть мирские обязанности. Уникальность Лахири Махасайи как пророка заключалась в том, что он делал акцент не на догматизме и слепой вере, а на конкретной технике медитации.

«Единение с Богом достигается благодаря собственным усилиям, оно не зависит от теологических верований или капризов „Космического Диктатора“» (Лахири Махасайя).

В 1894 году Бабаджи встретился с одним из величайших воспитанников Лахири Махасайи, Свами Шри Юктешваром, и сообщил, что пошлёт ему ученика, которому доверил распространение крийя-йоги на Западе. Этим учеником оказался Парамаханса Йогананда. В 1920 году его пригласили в США на Международный конгресс религиозных либералов в качестве делегата от Индии. Выступление Шри Йогананды имело огромный успех, и в том же году он основал в Америке общество Self-Realization Fellowship. Так началось всемирное распространение крийя-йоги.

Новая стадия эволюции человеческого сознания

святая наукаМногие общественные деятели сегодня отмечают, что мир переживает фундаментальный кризис, но едва ли кто-то смог объяснить, в чём кроется его причина и как его преодолеть. Те же, кто обладает глубоким духовным пониманием, полностью осознают, что происходит. В своей книге The Holy Science Шри Юктешвар, гуру-наставник Парамахансы Йогананды, объясняет, что человеческая цивилизация проходит через восходящие и нисходящие циклы эволюции и инволюции, через четыре юги, эпохи. Писания Индии называют эти эпохи Кали-юга (длится 1200 лет), Двапара-юга (2400 лет), Трета-юга (3600 лет) и Сатья-юга (4800 лет). Множество примеров из истории наглядно демонстрируют, как проявляются эти восходящие и нисходящие циклы, 12000 лет из которых приходятся на эволюцию цивилизации и ещё столько же — на инволюцию.1

Анализируя астрологические данные древних индуистских текстов, Шри Юктешварджи вычислил, что текущий цикл протяжённостью в 24000 лет берёт своё начало приблизительно в 500 году нашей эры. Именно на то время приходится начало восходящей дуги цикла, ведущего человечество через 1200 лет Кали-юги к Двапара-юге, которая «зародилась» примерно в 1700 году нашей эры.

Энергия: центральный фактор развития человеческой цивилизации сегодня

На заре Двапара-юги человек начал понимать, что материальный мир, который нашим предкам из Кали-юги казался таким цельным и реальным, является лишь проявлением энергии, электрических «узоров», крохотных искрящихся световых точек, танцующих внутри и вовне материального проявления на обширной «сцене» квантового поля. Зарождающееся понимание того, что такое энергия и как её применять, является центральным фактором развития человеческой цивилизации в наши дни.

Как и предсказывал Свами Шри Юктешвар, овладение электричеством и силой атома даёт нам всё больше возможностей для преодоления границ пространства. Какие-то результаты этого мы наблюдаем уже сегодня: Землю, которая казалась нашим предкам исполинской, можно облететь на космическом корабле менее чем за час, а послать сообщение в любую точку земного шара можно всего за долю секунды. Огромные расстояния фактически исчезли. В 1903 году, на заре новой эры, братья Райт совершили первый полёт на самолёте — летательном аппарате, который был тяжелее воздуха (в противовес дирижаблям, которые были легче воздуха), а всего несколько десятилетий спустя люди высадились на Луну. Компьютеры, телекоммуникации, продвинутые технологии в медицине — всё это результат взрывного роста возможностей, которые появились относительно недавно и полностью изменили нашу жизнь.

Что так гнетёт людей?

Однако некоторые из этих «благ» всё чаще кажутся сомнительными... Почему большая часть людей вечно куда-то спешит, лишая себя возможности немного расслабиться и наладить отношения с супругом/супругой и детьми, не говоря уже о Боге? Экономическая ситуация и безнадёжная запутанность современной жизни в определённой степени объясняют, почему люди так исступлены, однако есть причина и посерьёзнее: дело в том, что их образ жизни не удовлетворяет их базовые потребности. Забивая своё расписание дополнительной работой, всё новыми развлечениями и многообразными поверхностными делами, люди отчаянно пытаются заполнить пустоту, которую чувствуют внутри. Направляя всё свое внимание и энергию вовне, люди не осознают свою изумительную душу; как же они могут чувствовать себя хорошо, не воспринимая и не выражая духовную сторону своей сущности? За последние несколько десятилетий технологический прорыв принёс нам тысячи новых возможностей убить время и получить внешние наслаждения. При этом мы как никогда часто слышим об эпидемическом характере пониженной самооценки в нашем обществе. И это вовсе не случайное совпадение.

goldlotus_border_long
Чем больше наши жизни зависят от внешнего стремления к счастью, тем меньше счастья у нас будет. Удовлетворённость угасает очень быстро, ибо всегда находится что-то «новое» и «улучшенное», и это лишь усиливает чувство того, что нам чего-то не хватает. Это порочный круг: чем глубже наше чувство неудовлетворённости, тем активнее мы гонимся за новой собственностью, материальными достижениями или переживаниями, надеясь, что они заполнят нашу внутреннюю пустоту. Сегодня подобный образ жизни оказывает невероятное давление на миллионы людей. Однако вовсе необязательно жить такой жизнью. Стоит привести один пример: Раджарси Джанакананда рано добился успеха и мог позволить себе всё, о чём только мечтают люди, но при этом он жил в состоянии стресса и нервозности. Его здоровье пошатнулось, и он стал абсолютно несчастлив. А потом он встретил Парамахансаджи и начал практиковать крийя-йогу. Благодаря крийе и благословениям Гуру, Раджарси познал Бога и стал святым.

Крийя-йога: духовное применение энергии

Следует отметить, что сами по себе технологии не являются причиной наших проблем, причина кроется в несбалансированной жизни. У научного понимания энергии, появившегося в нашу пробуждающуюся эпоху, есть одна очень позитивная сторона: это знание обеспечило новое пришествие науке крийя-йоги, которая была забыта на многие столетия и возрождена на заре атомной эпохи, Двапара-юги. Наша цивилизация вступила в современную фазу развития тогда, когда человек начал изучать энергию мироздания, и крийя-йога веками была недоступна людям по той причине, что в былые времена они бы попросту не смогли постичь тонкие силы, стоящие за практикой крийи.

крийя-йога

Пока человек не начнёт задействовать духовную технику, по силе своей не уступающую занятиям, на которые он направляет свою энергию во внешнем мире, он будет становиться всё более несбалансированным и подвергаться новым угрозам страданий и глобальных потрясений. Крийя-йога указывает на «недостающее звено» в современном понимании энергии и преподносит методы уравновешивания материального прогресса и духовного развития. В противовес внешним технологиям, которые позволяют нам обуздать энергию материального мира, крийя-йогу можно назвать «внутренней технологией» — наукой контроля энергии жизни и сознания. В своей книге «Религия как наука» Парамахансаджи объясняет, как именно крийя работает с энергией:

«Энергия жизни обычно направлена вовне, из-за чего тело и ум постоянно находятся в движении, досаждая духовному „Я“ телесными ощущениями и мимолётными мыслями. В связи с тем, что жизненная энергия движется вовне, ощущения и мысли искажают безмятежный образ высшего „Я“, то есть Души… Крийя-йога показывает, как притянуть жизненные токи, распределённые по органам и другим частям тела, к нашему „центру“ — позвоночнику и мозгу. Практика крийя-йоги „намагничивает“ мозг и позвоночный столб, где располагаются семь основных центров энергии, из которых жизненная сила распространяется по телу; в результате этого рассеянные электрические токи возвращаются в центры своей изначальной дислокации и могут быть восприняты в виде световых образов. В таком состоянии духовное „Я“ способно сознательно отстраниться от телесных и умственных отвлечений… Превосходство этого метода над другими заключается в том, что он воздействует непосредственно на энергию жизни — ту самую силу, что приковывает нас к нашей ограниченной личности… Этот метод учит нас направлять жизненную энергию внутрь. Он прямолинеен, в нём нет промежуточных стадий. Он приводит нас к осознанию высшего „Я“ — Блаженного Господа. Утрата человеком памяти о своих божественных богатствах — главная причина всех форм страданий».

Парамаханса Йогананда говорил, что когда к Лахири Махасайе обращались с какой-либо проблемой, тот непременно советовал крийя-йогу как средство её решения. Почему? Потому что крийя берёт под контроль неуправляемый поток энергии и сознания, который обычно направлен вовне, не давая нам воспринять свою божественность.

Крийя-йога помогает нам изменить себя и мир в целом

Накануне отъезда Парамахансаджи в Америку в 1920 году Махаватар Бабаджи сказал ему: «Крийя-йога, научная техника богопознания, со временем распространится по всем землям, способствуя установлению гармонии между нациями посредством прямого, трансцендентного восприятия Бесконечного Отца». В каждом из нас крийя способна пробудить Божественную любовь, которая столь прекрасна, что её хочется проявлять во всех своих контактах с миром. Нам нужны сотни тысяч крийя-йогов, глубоко погружённых в Божью любовь, дабы эта любовь проявлялась в их мыслях и поступках. Внутреннее духовное преображение людей — единственный способ изменить этот мир. Мирными договорами этого не достичь: законы не способны изменить людей. Например, несмотря на действовавший в Геттисберге запрет на использование огнестрельного оружия, там произошла самая кровавая битва Гражданской войны в США. Истинные перемены наступят лишь благодаря нравственным и духовным усилиям индивидуумов. Как сказал шотландский философ Карлейль: «Измени себя, и ты поймёшь, что в мире стало как минимум на одного негодника меньше!» Благодаря крийя-йоге, дарованной нам Богом и Гуру, мы можем преобразить себя. Об этом достаточно красноречиво высказался Ананда Мохан Лахири, внук Лахири Махасайи, которого Парамахансаджи цитирует в своей «Автобиографии йога»:

«Мы знаем, что человек чаще всего беспомощен перед низшими страстями. Но когда крийя-йога озаряет сознание человека устойчивым возвышенным блаженством, он уже не испытывает побуждения потакать этим страстям».

Необходимо прилагать усилия

Как и любая другая фундаментальная проблема нашей эпохи, нравственный кризис по сути представляет собой кризис энергетический. Пока вся наша энергия жизни растрачивается в чувственном мире, наш разум не ведает о кладези мудрости, блаженства и божественной любви, что скрывается в самом центре нашего существа. Однако благодаря продолжительной практике крийи жизненные приоритеты человека в корне меняются. Добросовестно практикуя эти учения, мы обнаружим, что и в самом деле меняемся к лучшему — постепенно, день за днём. Нам известны чудесные примеры того, как эффективна эта священная наука. Речь не только о нашем Гуру, но и о его великих учениках, в их числе — Раджарси Джанакананда и Шри Дайя Мата. Во всех уголках планеты живут души, которые колоссальным образом продвинулись благодаря практике крийи. Кого-то из них замечают, кого-то нет. Порой изменения приходят быстро, а иной раз замечаешь их не сразу. Но это не так уж и важно. Главное здесь то, что каждый крийя-йог должен продолжать прилагать усилия, дабы узреть, на что способна крийя. Она всецело преображает сознание. И это то, в чём наша планета наиболее сильно нуждается.