Термины, употребляемые в учениях SRF/YSS

Аватар (avatar). Божественная инкарнация, или воплощение; от санскритского слова avatara (ava — «вниз», tri — «проходить»); тот, кто обретает единство с Духом, а затем возвращается на землю, чтобы помогать человечеству.

Авидья (avidya). Букв. «незнание, неведение»; проявление майи (космической иллюзии) в человеке. По сути, авидья есть незнание человеком своей божественной природы и единственной реальности — Духа.

Арджуна (Arjuna). Благочестивый искатель истины, которому Бхагаван Кришна передал бессмертное послание Бхагавад-Гиты; один из пяти принцев Пандавов — протагонистов великого древнеиндийского эпоса Махабхарата.

Астральное тело (astral body). Тонкое тело человека, состоящее из света и праны (жизнетронов); вторая из трех оболочек, или тел, в которые заключена душа (каузальное тело, астральное тело и физическое тело). Силы астрального тела наполняют физическое тело жизнью, подобно тому как электричество зажигает свет в лампочке. Астральное тело состоит из девятнадцати элементов. Ими являются: разум, эго, чувства, ум (чувственное сознание), пять инструментов познания (тонкие силы, питающие органы зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания), пять инструментов действия (силы, активизирующие функции деторождения, секреции, речи, а также способность двигаться и выполнять физическую работу) и пять инструментов жизненной силы, активизирующие кровообращение, метаболизм, ассимиляцию, кристаллизацию и выделение.

Астральный мир (astral world). Тонкая сфера Божьего мироздания; мир света и цвета, состоящий из вибраций энергии жизни (жизнетронов), которая по своей структуре тоньше атомной энергии (см. прана). Каждое существо, каждый предмет, каждая вибрация в физическом мире имеет своего астрального двойника, поскольку астральный мир («небеса») содержит в себе энергетическую копию физического мира. Когда человек умирает, его душа в астральной оболочке восходит в высшие или низшие (согласно его заслугам) астральные сферы для продолжения своего духовного развития в условиях большей свободы того неземного мира. Там душа пребывает кармически обусловленный период времени, после чего снова рождается в физическом теле.

Астральный свет (astral light). Тонкий свет, исходящий от жизнетронов (см. прана), структурной основы астрального мира. Благодаря всеобъемлющему интуитивному восприятию души человек, медитирующий в состоянии глубокой сосредоточенности, может видеть астральный свет, в частности, как духовное око.

Аум (Ом) (Aum, Om). Санскритское корневое слово-звук, символизирующее тот аспект Всевышнего, который творит все сущее и поддерживает в нем жизнь; основа всех звуков; Космическая Вибрация. У тибетцев ведический Аум стал священным словом Хам; у мусульман — Амин (Аминь); у египтян, греков, римлян, иудеев и христиан — Аминь. Мировые религии утверждают, что все сотворенное рождается в космической вибрационной энергии Аум (Аминь, Слово, Святой Дух). «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:1, 3).

Амен на иврите означает «несомненный, достоверный»«Так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия» (Откр. 3:14). Подобно тому как вибрационный звук говорит о работе мотора, так и вездесущий звук Аум является достоверным свидетельством работы «Космического Мотора», который своей вибрационной энергией поддерживает всю жизнь и каждую частицу мироздания. В Уроках SRF (Self-Realization Fellowship Lessons) Парамаханса Йогананда обучает техникам медитации, практика которых позволяет услышать Бога как Аум, или Святой Дух. Это благословенное общение с невидимой Божественной Силой («Утешитель же, Дух Святый…» [Ин. 14:26]) является истинно научной основой молитвы.

Ашрам (ashram). Духовная обитель, часто — монастырь.

Бабаджи (Babaji). См. Махаватар Бабаджи.

Божественная Мать (Divine Mother). Аспект Бога, который активен в мироздании; шакти (сила) Трансцендентного Творца. Этот аспект Божественного имеет и другие имена: Природа (Пракрити), Аум, Святой Дух, Разумная Космическая Вибрация. Кроме того, это личностный аспект Бога, олицетворяющий Его любовь и сострадание. Индуистские писания учат, что Бог имманентен и в то же время трансцендентен, Он Существо и личное, и безличное. Он может восприниматься как Абсолют, или как одно из Его непреходящих качеств, таких как любовь, мудрость, блаженство, свет, или как ишта («божество»), или как Небесный Отец, Божественная Мать, Божественный Друг.

Брахма-Вишну-Шива (Brahma-Vishnu-Shiva). Три аспекта имманентности Бога в мироздании. Они олицетворяют триединую функцию Христова Сознания (Тат), которое руководит процессами творения, сохранения и разрушения, присущими Космической Природе. См. Троица.

Брахман, Брахма (Brahman, Brahma). Абсолютный Дух.

Бхагавад-Гита (Bhagavad Gita). «Песнь Господня»; древнее священное писание Индии, состоящее из восемнадцати глав шестой книги («Бхишмапарва») эпического сказания «Махабхарата». Представленная в форме диалога между аватаром Господом Кришной и его учеником Арджуной накануне исторической битвы на Курукшетре, Бхагавад-Гита является глубоким трактатом о йоге — науке единения с Богом — и вечным рецептом счастья и успеха в повседневной жизни. Гита — это одновременно аллегория, история и духовный трактат о внутреннем сражении между хорошими и дурными наклонностями человека. В разных контекстах Кришна олицетворяет гуру, душу или же Бога; Арджуна воплощает собой образ преданного богоискателя. Об этом универсальном писании Махатма Ганди сказал: «Тот, кто размышляет о Гите, всегда найдет в ней новый смысл и новую радость. Нет такого духовного „запутанного клубка“, который Гита не смогла бы распутать». Исчерпывающий перевод Парамахансаджи обрел воплощение в книге «Бхагавадгита: Беседы Бога с Арджуной. Царственная наука Богопознания».

Бхагаван Кришна (Bhagavan Krishna). Аватар, живший в Древней Индии за много веков до рождения Иисуса Христа. В индуистских писаниях слово «Кришна» имеет несколько значений, и одно из них — «Всеведущий Дух». Поэтому «Кришна», как и «Христос», — это духовный титул, обозначающий божественное величие аватара, его единство с Богом. Титул «Бхагаван» означает «Господь». Действие Бхагавад-Гиты происходит во времена, когда Господь Кришна правил царством в Северной Индии. В свои ранние годы Кришна был пастухом, который очаровывал окружающих мелодиями своей флейты. В этой роли Кришна воплощает собой образ души, играющей на флейте медитации и направляющей разбредающиеся мысли обратно в загон Всеведения.

Бхакти-йога (Bhakti Yoga). Практика преданной любви к Богу как основной способ достижения единения с Ним. См. йога.

Веданта (Vedanta). Букв. «окончание Вед»; философия, берущая свое начало в Упанишадах, последней части ВедВедущим толкователем веданты, утверждающей, что Бог — это единственная Реальность, а сотворенный мир по сути своей иллюзия, считается Шанкара (приблизительно VIII — начало IX вв.). Согласно Веданте, человек, будучи единственным существом, способным воспринять Бога, сам по себе божественен, и поэтому его высший долг — познать свою истинную природу.

Веды (Vedas). Четыре священных текста Древней Индии: «Ригведа», «Яджурведа», «Самаведа» и «Атхарваведа». По сути это сборники песнопений, ритуалов и стихов, призванных оживить и одухотворить все аспекты человеческой жизни. В огромной сокровищнице индийских текстов Веды (от санскритского корня vid«знать») являются единственными писаниями, которым не приписывается чье-либо авторство. «Ригведа» повествует о божественном происхождении ведийских гимнов и о том, что они пришли из «древних времен», облаченные в новый язык. На протяжении веков Веды передавались риши (провидцам) через божественное откровение, и считается, что они отмечены нитьятвой, «вневременной законченностью».

Гуру (guru). Духовный учитель. Зачастую так называют любого учителя или инструктора, что само по себе ошибочно. Истинный, просветленный гуру — это тот, кто обрел власть над самим собой и осознал свое тождество с вездесущим Духом. Только такой гуру обладает надлежащей духовной квалификацией для того, чтобы направлять богоискателя в его поисках Бога.

Когда верующий созревает для поисков Бога, Господь посылает ему гуру. Бог наставляет ученика через посредство мудрости, разума, Самореализации и учений такого мастера. Следуя учениям и наставлениям своего гуру, ученик утоляет душевное желание вкусить манну Божьего восприятия. Истинный гуру, избранный Господом для помощи искренним богоискателям в ответ на их глубокий душевный зов, не является обычным учителем. Бог использует его тело, речь, ум и духовность как инструмент, чтобы притянуть к Себе заблудшие души и вернуть их в Дом бессмертия. Гуру — живое воплощение духовной истины, это посредник спасения, посланный Богом в ответ на зов того верующего, который жаждет сбросить с себя оковы материи.

«Быть со своим гуру, — пишет Свами Шри Юктешвар в книге The Holy Science, — значит не столько физически находиться возле него (что иногда невозможно), сколько носить его в своем сердце, быть с ним единым целым в принципе, быть сонастроенным с ним». См. мастер.

Гурудэва (Gurudeva). «Божественный учитель»; широко распространенный санскритский термин, используемый при уважительном обращении к духовному наставнику или его упоминании. В английском языке эквивалентом этого термина иногда выступает слово «Мастер».

Гуру-наставники общества Self-Realization Fellowship/Yogoda Satsanga Society of India. Иисус Христос, Бхагаван Кришна и Великие Мастера современной эпохи: Махаватар Бабаджи, Лахири Махасайя, Свами Шри Юктешвар и Парамаханса Йогананда. Раскрытие гармонии и сущностного единства учений Иисуса Христа и йогических наставлений Господа Кришны является неотъемлемой частью учений SRF. Вышеназванные Гуру своими духовными учениями и божественным посредничеством способствуют осуществлению миссии Self-Realization Fellowship — донесению практической духовной науки постижения Бога до всего человечества.

Джи (ji). Окончание, которое прибавляют к индийскому имени или титулу, когда хотят выразить свое уважение, например: Гандиджи, Парамахансаджи, гуруджи.

Джняна-йога (Jnana Yoga). Путь единения с Богом через преобразование проницательной силы интеллекта во всеведущую мудрость души.

Дикша (diksha). Духовная инициация; от санскритского глагольного корня diksh — «посвятить себя». См. ученики Крийя-йога.

Духовное око (spiritual eye). Единый глаз интуиции и вездесущего восприятия (аджна-чакра) в центре Христа (Кутастха), расположенном в межбровье. В глубокой медитации духовное око можно узреть в виде сияющего золотого кольца, обрамляющего темно-синюю сферу, внутри которой светится белая пятиконечная звезда. Микрокосмически эти формы и цвета символизируют соответственно вибрационную сущность мироздания (Космическую Природу, Святой Дух), Сына (Божий Разум в вибрационном мироздании, Христово Сознание), и Недвижный Дух за пределами мироздания (Бог Отец).

Духовное око — это врата в наивысшие состояния божественного сознания. По мере того как сознание глубоко медитирующего йога проникает в духовное око, он испытывает последовательно следующие состояния: сверхсознание, или всегда новую радость осознания души и единение с Богом как Аум (Святым Духом); Христово Сознание, единение со вселенским Божьим Разумом, пронизывающим все сущее; и Космическое Сознание, единение с вездесущностью Бога как внутри вибрационного мироздания, так и за его пределами. См. сознание, сверхсознание, Христово Сознание.

Истолковывая стихи из Книги пророка Иезекииля (43:1, 2), Парамаханса Йогананда писал: «Через божественный глаз во лбу („восток“) йог направляет свое сознание в вездесущность и слышит Слово Аум, божественный звук „вод многих“, вибрации света, которые составляют единственную реальность мироздания». Слова Иезекииля: «И привел меня к воротам, к тем воротам, которые обращены лицом к востоку. И вот, слава Бога Израилева шла от востока, и глас Его — как шум вод многих, и земля осветилась от славы Его».

Иисус также говорил о духовном оке: «Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло... Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?» (Лк. 11:34, 35).

Душа (soul). Индивидуализированный Дух. Душа есть истинная и бессмертная сущность человека и других форм жизни; она лишь временно скрыта за одеждами каузального, астрального и физического тел. Душа является частицей Духа — вечно сущей, вечно сознательной, всегда новой Радости.

Дхарма (dharma). Вечные законы праведности, подпирающие мироздание; естественная обязанность человека — жить в гармонии с этими законами. См. также Санатана Дхарма.

Дыхание (breath). «Дыхание связывает человека с мирозданием, — писал Парамаханса Йогананда. — Через дыхание бесчисленные космические токи наводняют человека и вызывают в его уме беспокойство. Для того чтобы избавиться от печалей, связанных с преходящестью всех вещей, и войти в блаженную сферу Реальности, йог учится успокаивать свое дыхание путем научной медитации».

Жизненная энергия (life force). См. прана.

Жизнетроны (lifetrons). См.прана.

Журнал Self-Realization (Self-Realization Magazine). Ежеквартальныйжурнал, издаваемый Self-Realization Fellowship, в котором публикуются лекции и эссе Парамахансы Йогананды, а также актуальные статьи духовного, практического и информационного характера, имеющие непреходящую ценность.

Зло (evil). Сатаническая сила, затмевающая вездесущность Бога; проявляется в человеке и в природе как дисгармония. В более широком смысле этот термин обозначает нарушение божественного закона (см. дхарма), ведущее к утрате осознания своего единства с Богом и препятствующее богопознанию.

Интуиция (intuition). Всеведение души, дающее человеку способность воспринимать истину прямо и непосредственно, без посредничества органов чувств.

Йог (yogi). Тот, кто практикует йогу. Любой человек, практикующий научную медитативную технику постижения Бога, является йогом. Он может быть как женатым, так и холостым, жить как в миру, так и в монастыре.

Йога (yoga). От санскритского слова yuj — «единение». Йога означает единение индивидуальной души с Духом, а также методы, с помощью которых достигается это единение. Йога, наряду с ведантой, мимансой, санкхьей, вайшешикой и ньяйей, является одной из шести ортодоксальных систем индийской философии. Существуют различные методы йоги: Хатха-йога, Мантра-йога, Лайя-йога, Карма-йога, Джняна-йога, Бхакти-йога и Раджа-йога. Раджа-йога — «царственная», или совершенная, йога; это метод, которому обучает общество Self-Realization Fellowship (Содружество Самореализации) и который восхваляет Господь Кришна в своих наставлениях принцу Арджуне: «Считается, что йог более велик, чем аскеты, занятые обузданием плоти, и даже более велик, чем последователи пути мудрости или пути действия. Будь же, о Арджуна, йогом!» (Бхагавад-Гита VI:46). Мудрец Патанджали, выдающийся толкователь йоги, выделил восемь ступеней, ведущих практикующего Раджа-йогу к самадхи(единению с Богом), а именно: (1) яма, нравственное поведение; (2) нияма, соблюдение религиозных предписаний; (3) асана, правильная поза для достижения неподвижности тела; (4) пранаяма, контроль над праной, тонкими жизненными токами; (5) пратьяхара, самоуглубление; (6) дхарана, концентрация; (7) дхьяна, медитация; (8) самадхи, состояние сверхсознания.

Йогода Сатсанга (Yogoda Satsanga). См. Yogoda Satsanga Society of India.

Карма (karma). Последствия действий в этой или прошлых жизнях; от санскритского kri — «делать». Уравновешивающий закон кармы, изложенный в индуистских священных писаниях, — это закон действия и противодействия, причины и следствия, сеяния и пожинания. В рамках закона естественной праведности каждый человек формирует свою судьбу своими мыслями и действиями. Та энергия, которую он сам — благоразумно или же по собственному невежеству — приводит в действие, должна вернуться к нему как к своей исходной точке, подобно тому как круг неизбежно замыкает самого себя. Понимание кармы как закона справедливости помогает освободить человеческий разум от обид на Бога и человека. Карма неотделима от человека и следует за ним от инкарнации к инкарнации — до тех пор, пока она не будет отработана или преодолена духовно. (См. реинкарнация.)

Совокупные действия людей внутри сообществ, наций или мира в целом порождают коллективную карму, которая, согласно значимости и уровню совершенного добра или зла, формирует события местного или глобального значения. Таким образом, мысли и действия каждого человека вносят свой вклад в совокупное благополучие или неблагополучие мира и всех людей в нем.

Карма-йога (Karma Yoga). Путь к Богу через бескорыстное служение и непривязанность к плодам своей деятельности. Бескорыстно служа Богу, вручая Ему плоды своего труда и видя в Нем единственного Делателя, йог освобождается от эго и познает Бога. См. йога.

Каста (caste). Изначальная концепция касты в Индии не предполагала передачу социального статуса по наследству, она классифицировала людей согласно их врожденным склонностям. Древние индуистские мудрецы выявили, что человек проходит через четыре стадии эволюционного развития: шудравайшья, кшатрий и брамин (брахман). Шудра заинтересован в первую очередь в удовлетворении своих телесных потребностей и желаний; род занятий, который отвечает уровню его развития, — физический труд. Вайшья имеет мирские амбиции и склонен к чувственным удовольствиям; его творческие способности развиты лучше, чем таковые у шудры, и он ищет себе такой род занятий, где бы он мог применить свою умственную энергию: ведение хозяйства, бизнес, искусство и т. п. Кшатрий, удовлетворивший за множество прожитых жизней все желания стадий шудры и вайшьи, начинает искать смысл жизни; он старается бороться со своими плохими привычками, контролировать свои чувства и совершать правильные поступки. По роду деятельности кшатрии — благородные правители, государственные деятели, воины. Брамин окончательно преодолел свою низшую природу и имеет врожденную склонность к духовным устремлениям. Познав Бога, он способен духовно наставлять других и помочь им обрести свободу.

Каузальное тело (causal body). Человек как душа по сути своей каузальное существо. Его каузальное тело является мыслематрицей астрального и физического тел. Каузальное тело состоит из тридцати пяти мыслеэлементов, соответствующих девятнадцати элементам астрального тела и шестнадцати основным элементам физического тела.

Каузальный мир (causal world). За физическим миром материи (атомами, протонами, электронами) и тонким астральным миром лучистой энергии жизни (жизнетронами) находится каузальный, или мыслительно-идеальный (состоящий из мыслетронов), мир. После того как человек в своей духовной эволюции достигает уровня, когда он способен выйти за пределы физического и астрального миров, он поселяется в каузальном мире. В сознании каузальных существ физический и астральный миры существуют лишь как идеи. То, что физический человек делает в своем воображении, каузальный человек воплощает наяву — единственным ограничением для него является мысль как таковая. В конечном счете человек сбрасывает и эту оболочку души (т. е. свое каузальное тело), чтобы слиться с вездесущим Духом за пределами всех вибрационных сфер.

Космическая иллюзия (cosmic delusion). См. майя.

Космическая энергия (cosmic energy). См. прана.

Космический Звук (Сosmic Sound). См. Аум.

Космическое Сознание (Cosmic Consciousness). Абсолют; Дух за пределами мироздания. Этот термин также обозначает достигаемое в медитации состояние самадхи —единение с Богом как внутри вибрационного мироздания, так и за его пределами. См. Троица.

Крийя-йога (Kriya Yoga). Священная духовная наука, зародившаяся в Индии несколько тысячелетий назад. Она включает в себя определенные техники медитации, регулярная практика которых приводит к постижению Бога. Парамаханса Йогананда объяснил, что корень санскритского слова kriya, kri («делать», «действовать», «противодействовать»), также является составной частью слова «карма» (естественный закон причины и следствия). Таким образом, Крийя-йога — это «единение (йога) с Бесконечным посредством определенного действия, или ритуала (крийя)». Крийя-йога— одна из форм Раджа-йоги («царственной», или совершенной, йоги), которую превозносят Господь Кришна в Бхагавад-Гите и мудрец Патанджали в «Йога-сутрах». Возрожденная в современной эпохе Махаватаром Бабаджи, Крийя-йога стала дикшей, духовным посвящением, от Великих Гуру-наставников общества Self-Realization Fellowship/Yogoda Satsanga Society of India. После махасамадхи Парамахансы Йогананды дикша дается назначенным им духовным представителем — президентом Self-Realization Fellowship/Yogoda Satsanga Society of India (или представителем, назначенным, в свою очередь, президентом SRF). Для получения дикши члены SRF/YSS должны пройти предварительное духовное обучение. Того, кто принял дикшу, называют крийя-йогом или крийябаном. См. гуру и ученик.

Кришна (Krishna). См. Бхагаван Кришна.

Лайя-йога (Laya Yoga). Эта йогическая система учит погружать ум в восприятие определенных астральных звуков, которое ведет к единению с Богом, воплощенном в космическом звуке Аум. См. Аум и йога.

Лахири Махасайя (Lahiri Mahasaya). Шьяма Чаран Лахири (1828–1895). Лахири — семейное имя, санскритское слово Махасайя — духовный титул, означающий «обладающий широким познанием». Лахири Махасайя был учеником Махаватара Бабаджи и гуру-наставником Свами Шри Юктешвара, который, в свою очередь, стал гуру Парамахансы Йогананды. Лахири Махасайя был христоподобным Учителем, наделенным чудотворными способностями, но при этом он имел профессиональные обязанности и был семейным человеком. Его миссия заключалась в распространении йоги, адаптированной для современного человека, то есть йоги, в которой медитация уравновешивается добросовестным исполнением мирских обязанностей. Лахири Махасайю называли Йогаватаром («Воплощение Йоги»). Именно ему Бабаджи открыл древнюю и практически утерянную науку Крийя-йоги, наказав ему посвящать в нее искренних богоискателей. Жизнь Лахири Махасайи описана в «Автобиографии йога».

Линн, Джеймс (Lynn, James). См. Раджарси Джанакананда.

Майя (maya). Заложенная в структуре мироздания космическая иллюзия, из-за которой Единое Целое представляется множеством. Майя — это принцип относительности, контрастности, двойственности, противоположности; это Сатана (ивр. — «противник») в Ветхом Завете и дьявол, которого Иисус образно назвал «убийцей» и «лжецом», «ибо нет в нем истины» (Ин. 8:44). Шри Йогананда писал: «На санскрите слово майя буквально означает „измеритель“». Майя — это магическая сила в мироздании, из-за которой в Неизмеримом и Нераздельном возникает видимость ограничений и деления. Майя— это сама Природа: феноменальные миры, непрерывно изменяющиеся в противоположность Божественной Неизменности. Единственная функция Сатаны (то есть майи) в божественном замысле-игре (лиле) состоит в том, чтобы отвлекать человека от Духа к материи, от Реальности к ирреальному. „Сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола“ (1Ин. 3:8). Это значит, что проявление Христова Сознания в человеке легко разрушает все иллюзии, или „дела диавола“. Майя — это покров преходящих состояний в Природе, бесконечного рождения новых форм; это покров, который каждый человек должен отбросить, чтобы увидеть за ним Творца, неизменяемое Неизменное, вечную Реальность».

Мантра-йога (Mantra Yoga). Путь к единению с Богом посредством сосредоточенного, вдохновенного повторения слов-звуков, обладающих духовно благотворной вибрационной силой. См. йога.

Мастер (Мaster). Тот, кто достиг полного самообладания. Парамаханса Йогананда подчеркивал, что «мастер отличается от других не физическими, но духовными качествами... Верным доказательством того, что человек является мастером, может служить его способность произвольно входить в состояние бездыханности (савикальпа-самадхи), а также достижение им непреложного блаженства (нирвикальпа-самадхи)». (См. самадхи.)

Далее Парамахансаджи объясняет: «Все писания утверждают, что Господь сотворил человека по Своему всемогущему образу. Власть над силами природы представляется нам чем-то сверхъестественным, но на самом деле это совершенно естественная вещь для любого человека, „вспомнившего“ о своем божественном происхождении. Познавшие Бога люди свободны от эго-принципа (ахамкары) и от возбуждаемых им личных страстей. Все действия истинных мастеров непосредственно сочетаются с ритой, или естественной праведностью. Как говорил Эмерсон, великие люди становятся „не добродетельными, но самой Добродетелью. Они полностью отвечают задачам мироздания, и Бог ими доволен“».

Маунт-Вашингтон (Mount Washington Center). См.Центр «Маунт-Вашингтон».

Махаватар Бабаджи (Mahavatar Babaji). Бессмертный махаватар («великий аватар»), который в 1861 году посвятил в Крийя-йогу своего ученика Лахири Махасайю и тем самым возродил в мире древний метод духовного спасения. Вечно молодой мастер уже на протяжении многих столетий скрытно живет в Гималаях, неустанно одаривая мир своим благословением. Его миссия — помогать пророкам в исполнении их предназначения на Земле. Ему было даровано множество духовных титулов, но махаватарв основном предпочитает простое имя Бабаджи (баба — «отец» и джи — окончание, которое прибавляют к индийскому имени или титулу, когда хотят выразить свое уважение). Более подробную информацию о его христоподобной жизни и духовной миссии можно найти в «Автобиографии йога». См. аватар.

Махасамадхи (mahasamadhi). «Великое самадхи» (от cанскр. maha —«великий»); последняя медитация, или сознательное общение с Богом, во время которого достигший совершенства мастер покидает свое физическое тело и сливается с космическим звуком Аум. Настоящий мастер всегда знает наперед, когда он покинет свою телесную обитель. См. самадхи.

Медитация (meditation). Концентрация на Боге. В широком смысле слова этот термин обозначает выполнение любой техники для углубления внимания и фокусирования его на каком-либо аспекте Бога. В узком смысле слова медитация — конечный результат успешного выполнения таких техник, а именно прямое восприятие Бога посредством интуиции. Медитация — седьмая ступень (дхьяна) восьмиступенчатого пути йогической системы Патанджали; йог достигает этой ступени путем такой внутренней концентрации, при которой он полностью отстраняется от внешних отвлечений. В глубочайшей медитации йог достигает самадхи(последняя ступень восьмиступенчатого пути йоги). См. йога.

Парамаханса (Paramahansa). Титул духовного мастера. Только истинный гуру может присвоить этот титул своему достойному ученику. Буквально Парамаханса означает «верховный лебедь». В индуистских священных писаниях ханса («лебедь») является символом духовной проницательности. Свами Шри Юктешвар присвоил этот титул своему возлюбленному ученику Йогананде в 1935 году.

Парамгуру (Paramguru). Букв. «предшествующий гуру»; гуру чьего-либо гуру. Парамгуру учеников SRF/YSS (учеников Парамахансы Йогананды) — Свами Шри Юктешвар; парамгуру Парамахансаджи — Лахири Махасайя. Махаватар Бабаджи приходится Парамахансе Йогананде парам-парамгуру.

Патанджали (Patanjali). Древний толкователь йоги. «Йога-сутры» Патанджали подразделяют йогический путь на восемь ступеней: (1) яма,нравственное поведение; (2) нияма, соблюдение религиозных предписаний; (3) асана, правильная поза для достижения неподвижности тела; (4) пранаяма, контроль над праной, тонкими жизненными токами; (5) пратьяхара,самоуглубление; (6) дхарана, концентрация; (7) дхьяна, медитация; (8)самадхи, состояние сверхсознания.

Прана (prana). Искры разумной энергии, более тонкой, нежели атомная энергия. В древних трактатах их называют общим термином прана; Парамаханса Йогананда называет их жизнетронами. В сущности, прана— это сконденсированные мысли Бога, субстанция астрального мира и жизненная основа физического космоса. В физическом мире существует два вида праны: (1) вездесущая космическая вибрационная энергия, образующая структуру всех физических объектов и поддерживающая их существование; (2) специфическая прана, или энергия, пронизывающая каждое человеческое тело и поддерживающая в нем жизнь посредством пяти потоков, или функций. Поток пранавыполняет функцию кристаллизации, поток вьяна — функцию кровообращения, поток самана — функцию усвоения, поток удана — функцию метаболизма, поток апана — функцию выведения отходов.

Пранам (pranam). Индийская форма приветствия: сложенные ладони на уровне сердца и склоненная голова (кончики пальцев касаются лба). Этот жест — видоизмененный пранам (букв. «полное приветствие»; от санскр.nam — «приветствовать», «поклониться» и pra — «полностью»). Пранам — привычная форма приветствия в Индии. При встрече с монахами и другими духовными лицами этот жест можно сопровождать произнесением слова «пранам».

Пранаяма (pranayama). Сознательное управление праной (созидательной вибрацией, или энергией, активизирующей тело и поддерживающей в нем жизнь). Йогическая наука пранаямы — это прямой метод сознательного отключения ума от всех жизненных функций тела и чувственного восприятия, которые держат человека в плену у телесного сознания. Пранаяма, таким образом,освобождает сознание человека, позволяя ему общаться с Богом. Все научные техники, в конечном счете ведущие к единению души с Духом, классифицируются как йогические, однако пранаяма является самой эффективной из них.

Продолговатый мозг (medulla oblongata). Главные «врата», через которые жизненная энергия (прана) поступает в тело; шестой спинномозговой центр, функция которого — принимать и направлять поступающий поток космической энергии. Жизненная энергия хранится в седьмом центре (сахасрара)расположенном в верхней части головного мозга. Из этого резервуара энергия распределяется по всему телу. Тонкий центр в продолговатом мозге является главным рычагом, регулирующим поступление жизненной энергии, ее хранение и распределение.

Раджа-йога (Raja Yoga). «Царственный», или высший, путь к единению с Богом. Раджа-йога включает в себя научную медитацию как наивысшее средство постижения Бога, а также все самое лучшее из остальных видов йоги. Учение Раджа-йоги общества Self-Realization Fellowship делает упор на тот образ жизни, который ведет к совершенному развитию тела, ума и души и в центре которого лежит практика Крийя-йоги. См. йога.

Раджарси Джанакананда (Rajarsi Janakananda). Ближайший ученик Парамахансы Йогананды и первый его преемник на посту президента и духовного главы Self-Realization Fellowship/Yogoda Satsanga Society of India, который он занимал вплоть до своей кончины в 1955 году. Мистер Линн получил посвящение в Крийя-йогу от Парамахансы Йогананды в 1932 году. Его духовное продвижение было настолько стремительным, что Гуру с любовью называл его «святым Линном», а позднее, в 1951 году, посвятил его в монахи и даровал монашеское имя Раджарси Джанакананда.

Реинкарнация (reincarnation). Учение, согласно которому, закон эволюции понуждает человека рождаться на Земле снова и снова, во все более совершенных жизнях, пока он не достигнет единения с Богом и осознания своего истинного «Я». Эволюция человека либо замедляется под воздействием неправедных деяний и желаний, либо ускоряется благодаря духовным усилиям. Преодолев в конечном счете ограничения и несовершенства смертного сознания, душа навсегда освобождается от вынужденной необходимости рождаться снова. «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон» (Откр. 3:12).

Концепция реинкарнации существует не только в восточной философии; во многих древних цивилизациях она являлась основополагающей жизненной истиной. Ранняя христианская церковь признавала закон реинкарнации, о котором толковали гностики и многочисленные отцы церкви, включая Климента Александрийского, Оригена и святого Иеронима. Однако в 553 году Вторым Константинопольским Собором теория реинкарнации была официально изъята из церковных учений. В наше время многие западные мыслители начинают принимать теории кармы и реинкарнации, видя в них законы справедливости, лежащие в основе кажущегося неравенства в жизни. См. карма. 

Риши (rishi). Провидцы; возвышенные души, воплотившие в себе божественную мудрость; просветленные мудрецы Древней Индии, которым через Божественное откровение передавались священные Веды.

Садхана (sadhana). Путь духовной дисциплины; медитация и определенные предписания гуру-наставника, следование которым в конечном счете приводит ученика к познанию Бога.

Самадхи (samadhi). Высшая ступень в восьмиступенчатом пути йогической системы Патанджали. Состояние самадхи достигается, когда медитирующий йог, процесс медитации (самоуглубление, во время которого ум отстраняется от всех ощущений) и объект медитации (Бог) становятся Единым Целым. Парамаханса Йогананда объяснял, что «в начальных стадиях единения с Богом (савикальпа-самадхи) сознание йога сливается с Космическим Духом; его жизненная энергия покидает тело, которое кажется „мертвым“ — оно застывает в неподвижности; при этом йог полностью сознает, что в его теле произошла приостановка жизнедеятельности. По мере того как йог прогрессирует, он достигает наивысшего духовного состояния (нирвикальпа-самадхи), в котором может общаться с Богом без приостановки деятельности тела, в бодрствующем сознании и даже во время выполнения привычных мирских дел». Обе стадии самадхи отмечены единством со всегда новым блаженством Духа, однако нирвикальпа-самадхи достигается только наиболее продвинутыми йогами.

Самореализация (Self-realization). Парамаханса Йогананда дал следующее определение Самореализации как осознания своего истинного «Я»: «Самореализация — это знание телом, умом и душой, что мы едины с вездесущностью Бога и нам не нужно молиться о ней; что она не просто рядом с нами в каждый миг нашей жизни, но что вездесущность Бога — это наша собственная вездесущность и мы сейчас — такая же часть Бога, какой будем всегда. Нам нужно лишь усовершенствовать это знание».

Санатана-Дхарма (Sanatana Dharma). Букв. «вечная религия»; корпус ведических учений, который получил название «индуизм», после того как древние греки стали называть народы, жившие по берегам реки Инд, индийцами. См. дхарма.

Сатана (Satan). Буквально на иврите означает «противник». Сатана — это сознательная и независимая вселенская сила, удерживающая всех и вся в заблуждении, в материалистическом сознании предельности и отделенности от Бога. Для этого Сатана использует особое оружие — майю (космическую иллюзию) и авидью (индивидуальное заблуждение, духовное неведение). См. майя.

Сат-Тат-Аум (Sat-Tat-Aum). Сат — Истина, Абсолют, Блаженство; Тат — вездесущий разум, или сознание; Аум — разумная космическая вибрация, слово-символ Бога. См. Троица.

Свами (Swami). Монах древнейшего индийского одноименного ордена, реформированного приблизительно на рубеже VIII и IX веков Свами Шанкарой. Свами дает обет безбрачия и отречения от мирских привязанностей и устремлений; он посвящает себя медитации и другим духовным дисциплинам, а также служению человечеству. Орден Свами состоит из десяти ветвей: Гири, Пури, Бхарати, Тиртха, Сарасвати и др. Свами Шри Юктешвар и Парамаханса Йогананда принадлежали к ветви Гири («гора»). Санскритское свами означает «тот, кто един со своим высшим Я“ (Сва)».

Сверхсознание (superconsciousness). Чистое, интуитивное, всевидящее, вечно блаженное сознание души. Иногда это слово употребляется как общий термин по отношению ко всем стадиям самадхи, переживаемым в медитации, но в узком смысле относится к первой стадии, когда йог выходит в своем сознании за пределы эго и осознает себя как душу, сотворенную по образу Божьему. Далее следуют высшие стадии осознания Бога: Христово Сознание и Космическое Сознание.

Сверхсознательный ум (superconscious mind). Всеведущая способность души воспринимать истину прямо и непосредственно; интуиция.

Святой Дух (Holy Ghost). См. Аум и Троица.

Святой Линн (St.Lynn). См. Раджарси Джанакананда.

Сиддха (siddha). Букв. «тот, кто добился успеха». Тот, кто достиг Cамореализации (осознания своего истинного «Я»).

Сознание Кришны (Krishna Consciousness). Христово Сознание; Кутастха Чайтанья. См. Христово Сознание.

Сознание, его состояния (consciousness, states of). В обычном (смертном) сознании человек осознает три состояния: когда он бодрствует, когда спит и когда видит сны. Но он не осознает свою душу (сверхсознание) и не осознает Бога. Эти два состояния осознает человек Христова Сознания. Подобно тому как смертный человек осознает свое тело, человек Христова Сознания осознает всю Вселенную, он ощущает ее как свое собственное тело. За Христовым Сознанием следует Космическое Сознание — переживание единства как с Богом в Его Абсолютном сознании за пределами вибрационного мироздания, так и с Его вездесущностью, проявленной в феноменальных мирах.

Техника концентрации (Concentration Technique). Техника Хон-Со (Хонг-Со, Hong-Sau), которой учат Уроки Содружества Самореализации (Self-Realization Fellowship Lessons). Она представляет собой научный метод освобождения внимания от отвлекающих факторов и фокусирования его на одном объекте мысли. Она чрезвычайно важна для медитации — концентрации на Боге. Техника Хон-Со является неотъемлемой частью науки Крийя-йоги.

Троица (Trinity). Когда Дух сотворяет, Он становится Троицей: Отцом, Сыном и Святым Духом, или Сат, Тат и Аум. Бог Отец (Сат) — Бог как Творец, пребывающий за пределами мироздания; Бог Сын (Тат) — вездесущий Разум Бога, пронизывающий вибрационное мироздание; Бог как Святой Дух (Аум) — Божественная вибрация, которая материализует мироздание.

Множество космических циклов сотворения и распада уже канули в Вечность (см. юга). Во время космического распада Троица и все относительные вещи мироздания растворяются в Абсолютном Духе.

Уроки SRF (Уроки Содружества Самореализации, Self-Realization Fellowship Lessons). Учения Парамахансы Йогананды, собранные во всеохватывающую серию уроков для домашнего изучения и доступные богоискателям всех стран мира. Эти Уроки включают в себя техники йогической медитации, которым обучал Парамаханса Йогананда. В их числе и Крийя-йога, которая дается тем, кто прошел начальный курс духовного обучения. Информацию об Уроках SRF можно получить в Главном международном центре SRF.

Ученик (disciple). Духовный искатель, который приходит к гуру с тем, чтобы тот указал ему дорогу к Богу, и для достижения этой цели устанавливает с гуру неразрывную духовную связь. В обществе Self-Realization Fellowship связь между гуру и учеником устанавливается посредством дикши, посвящения в Крийя-йогу. См. гуру и Крийя-йога.

Хатха-йога (Hatha Yoga). Система физических упражнений, состоящая из определенных техник и асан (поз), благоприятствующих физическому и психическому здоровью.

Христово Сознание (Christ Consciousness). «Христос», или «Христово Сознание», суть спроецированное сознание Бога, присущее вибрационному мирозданию. Оно же — Единородный Сын в Библии, единственно чистое отражение Бога Отца во всем сущем. В индуистских священных писаниях оно называется Кутастха Чайтанья, а также Тат (космический разум Духа, пронизывающий все мироздание). Это то универсальное, единое с Богом Сознание, которое было проявлено в Иисусе, Кришне и других аватарах. Святые и йоги знают его как состояние самадхи, в котором сознание отождествляется с разумом каждой частицы мироздания; они ощущают Вселенную как свое собственное тело. См. Троица.

Центр «Маунт-Вашингтон» (Mount Washington Center).Главный международный центр (штаб-квартира) общества Self-Realization Fellowship/Yogoda Satsanga Society of India, расположенный в Лос-Анджелесе. Офис находится в бывшем имении, которое было приобретено Парамахансой Йоганандой в 1925 году. Парамахансаджи превратил его в центр духовного обучения монахов ордена Self-Realization Fellowship, а также в административный центр SRF (Mother Center), который отвечает за всемирное распространение древней науки Крийя-йоги.

Центр Христа (Christ center). Кутастха, или аджна-чакра, в межбровье; полярно соединен с продолговатым мозгом; центр воли, концентрации и Христова Сознания; место расположения духовного ока.

Чакры (chakras). Согласно философии йоги, семь оккультных спинномозговых центров сознания и энергии, наполняющих жизнью физическое и астральное тела человека. Эти центры называются чакрами (букв. «колеса»), потому что сконцентрированная в них энергия подобна ступице колеса, из которой исходят животворящие лучи света и энергии. Чакры располагаются в следующем порядке: 1) копчиковая (муладхара, в основании позвоночника); 2) крестцовая (свадхистхана, удалена от муладхары примерно на 5 см); 3) поясничная (манипура, на уровне пупка); 4) грудная (анахата, на уровне сердца); 5) шейная (вишуддха, в основании шеи); 6) аджна (обычно располагается в точке между бровями; она полярно соединена с продолговатым мозгом [см. также продолговатый мозг и духовное око]); 7) сахасрара (в верхней части головного мозга).

Эти семь центров — предусмотренные Богом «потайные двери», через которые душа вошла в тело и через которые она должна вновь вознестись посредством медитации, чтобы обрести свободу в Космическом Сознании. Сознательное продвижение души вверх по семи открытым, или пробужденным, спинномозговым центрам становится той скоростной дорогой к Бесконечному, которая приводит ее (душу) обратно Домой, к Отцу.

В трактатах йоги чакрами обычно называются шесть центров, лежащих ниже сахасрары, а сама сахасраракак седьмой центр упоминается отдельно. Как бы то ни было, каждый из семи центров часто сравнивают с открытым лотосом, символом духовного пробуждения, которое сопровождается вознесением сознания и энергии по позвоночнику. 

Читта (chitta). Интуитивное чувство, часть человеческого сознания. Другими частями сознания человека являются: ахамкара (эго), буддхи (разум, интеллект) и манас (низший ум, или сознание, ограниченное чувствами и ощущениями).

Шанкара, Свами (Shankara, Swami). Видный индийский философ, известный также как Ади («первый») Шанкарачарья (ачарья— «учитель»). Годы его жизни неизвестны; многие ученые полагают, что он жил приблизительно в VIII — начале IX вв. Он описывал Бога не как негативную абстракцию, а как позитивное, вечное, вездесущее, всегда новое Блаженство. Шанкара реорганизовал древний орден Свами и основал четыре монашеских центра для духовного обучения (Мат), лидерам которых последовательно передается апостольский титул Джагадгуру Шри Шанкарачарья. Джагадгуру означает «мировой учитель».

Школа в Ранчи (Ranchi school). Yogoda Satsanga Vidyalaya, основанная Парамахансой Йоганандой в 1918 году, когда махараджа Кашимбазара передал в пользование школы свой летний дворец и двадцать пять акров земли в Ранчи, штат Джаркханд. Эта собственность перешла в постоянное владение YSS/SRF в 1935–36 гг., когда Парамахансаджи находился в Индии с визитом. Сегодня в учебных заведениях Yogoda Satsanga в Ранчи — от начальной школы до колледжа — учится более двух тысяч детей. См. Yogoda Satsanga Society of India.

Шри (Sri). Индийский титул, свидетельствующий об уважении; в качестве составной части имени духовного деятеля означает «святой», «преподобный».

Шри Юктешвар, Свами (Sri Yukteswar, Swami). Свами Шри Юктешвар Гири (1855–1936) — индийский Джнянаватар («Воплощение Мудрости»); гуру Парамахансы Йогананды и парамгуру крийя-йогов общества Self-Realization Fellowship. Шри Юктешвар был учеником Лахири Махасайи. По поручению своего парамгуру Махаватара Бабаджи он написал книгу-трактат об основополагающем единстве христианского и индуистских священных писаний, The Holy Science (рус. «Святая наука»), и подготовил Парамахансу Йогананду к его духовной миссии в мире — распространению Крийя-йоги. Парамахансаджи с любовью описал жизнь Шри Юктешвара в своей «Автобиографии йога».

Эгоизм (egoism). Эго-принцип, или ахамкара (букв. «я делаю») есть корень дуализма, кажущегося разделения между человеком и его Творцом. Ахамкара уводит человеческий род в западню майи (космической иллюзии), в результате чего субъект (эго) ложно предстает как объект и сотворенные существа воображают себя творцами. Избавляясь от своего эго-сознания, человек пробуждается к осознанию своей истинной природы и своей нераздельности с Единственной Жизнью — Богом.

Элементы (стихии) (elements). Космическая вибрация, или Аум, сотворила физический мир, включая физическое тело человека, путем проявления пяти природных элементов, или стихий (таттв): земли, воды, огня, воздуха и эфира. Эти структурные вибрационные силы разумны по своей природе. Без элемента земли не было бы твердого состояния вещества, без элемента воды не было бы жидкого состояния, без элемента воздуха — газообразного состояния; без элемента огня не было бы тепла, а без элемента эфира — «фона» для показа космического кинофильма. В теле человека прана (космическая вибрационная энергия) поступает в продолговатый мозг, а затем разделяется на пять стихийных потоков, соответствующих функциям пяти нижних чакр, или жизненных центров: копчиковый (земля), крестцовый (вода), поясничный (огонь), грудной (воздух) и шейный (эфир). На санскрите эти элементы называются соответственно притхиви, ап, тедж,прана и акаша.

Энергизирующие упражнения (Energization Exercises). Подобно тому как рыба окружена водой, так и человек окружен космической энергией. Энергизирующие упражнения, разработанные Парамахансой Йоганандой и включенные в Уроки SRF (Self-Realization Fellowship Lessons), позволяют человеку постоянно заряжать свое тело космической энергией, или праной.

Эфир (ether). (Санскр. аkasha). Современная научная теория о природе материального мира не включает в себя понятие эфира, но индийские мудрецы говорили о нем на протяжении тысячелетий. Парамаханса Йогананда говорил об эфире как о «фоне», на который Бог проецирует космический кинофильм мироздания. Пространство придает предметам измерение; эфир отделяет образы друг от друга. Без этого «фона» — созидательной силы, координирующей все вибрации в пространстве — невозможно функционирование тонких сил (мыслей и энергии жизни [праны]) и их взаимоотношение с природой космоса, а также происхождение материальных сил и материи как таковой. См. Элементы.

Юга (yuga). Цикл, или эпоха, упоминаемая в древних индуистских писаниях. В книге The Holy Science (рус. «Святая наука») Шри Юктешвар описывает 24000-летний цикл движения небесного экватора и присущие ему стадии развития человечества. Эпоха зарождается внутри намного более продолжительного вселенского цикла творения, вычисленного древними ришии упомянутого в 16-ой главе «Автобиографии йога»:

«В писаниях сказано, что вселенский цикл длится 4 300 560 000 лет и представляет собой один День Творения. Эта внушительная цифра выведена из продолжительности солнечного года и числа пи (3,1416 — отношение длины окружности к ее диаметру).

Жизненный цикл Вселенной, по утверждениям древних провидцев, составляет 314 159 000 000 000 солнечных лет — так называемый „Век Брахмы“».

Я (Self). С заглавной буквы означает атман(душа, божественная суть человека, высшее «Я»); c маленькой буквы — малое «я», то есть человеческая личность, эго. Высшее «Я» есть индивидуализированный Дух, чья истинная природа — вечно сущее, вечно сознательное, всегда новое Блаженство. Высшее «Я», то есть душа, является внутренним источником мира и покоя, любви, мудрости, сострадания, мужества и других божественных качеств в человеке.

Ядава Кришна(Jadava Krishna). Ядавы— династия, к которой принадлежал Господь Кришна; кроме того, это одно из многих имен, под которыми он известен. См. Бхагаван Кришна.

Названия на английском языке

Self-Realization Fellowship (SRF). Общество, основанное Парамахансой Йоганандой в США в 1920 году — через три года после начала деятельности в Индии, где оно известно под названием Yogoda Satsanga Society of India. Это общество призвано распространять по всему миру и во благо всему человечеству духовные принципы и техники медитации Крийя-йоги. Главный международный центр общества расположен в Лос-Анджелесе, штат Калифорния. Парамаханса Йогананда объяснил, что название общества подразумевает «союз с Богом через Самореализацию (осознание своего истинного „Я“) и дружбу со всеми искателями Истины».

Self-Realization Fellowship Lessons. См. Уроки SRF.

Self-Realization Magazine. См. журнал Self-Realization.

Yogoda Satsanga Society of India. Индийское название общества, основанного Парамахансой Йоганандой в 1917 году. Главный его центр, Йогода-Мат, расположен на берегу Ганга в Дакшинешваре, неподалеку от Калькутты; филиал располагается в Ранчи, штат Джаркханд. В ведении YSS находятся не только центры медитации во всех частях Индии, но и семнадцать образовательных учреждений от начальной школы до колледжа. Термин «Йогода», придуманный самим Парамахансой Йоганандой, происходит от слов «йога» («единение», «гармония», «равновесие») и «да» (который дает). «Сатсанга» означает «божественный союз», или «союз с Истиной». Для Запада Парамахансаджи перевел индийское название своего общества как “Self-Realization Fellowship”.